Государственное управление

Государственное управление – это деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, это подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти по осуществлению возложенных полномочий. Госуправление осуществляется постоянно и на основании законов, характеризуется наличием вертикальных и горизонтальных связей, обеспечивается посредством системы гарантий. Нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий.

Цель государственного управления – это предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления: социально-экономические– упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений; политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека; обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния; организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

Принципы государственного управления – это основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность. Принципы делятся на общие и организационные.

Общие принципы: - демократизм – народ выступает единственным источником власти, он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; - законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения законов; - объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации; - научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений; - конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления; - разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций; - федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения; - эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

Организационные принципы: - отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль; - территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе; - линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства; - функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления; - двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления; - сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

Форма государственного управления внешнее выражение деятельности органов государственного управления и их должностных лиц, осуществляемое в рамках их компетенции по разрешению стоящих задач и вызывающее определенные последствия. Форма госуправления являются способом внешнего выражения деятельности органов госуправления и зависит от содержания этой деятельности, форма госуправления оказывают влияние на содержание деятельности. Формы управления обусловлены реализацией задач и функций субъектов государственного управления в рамках их компетенций, требуют юридической регламентации. Выбор форм управленческой деятельности обусловлен спецификой стоящей цели, предопределяет наиболее эффективный вариант деятельности.

В зависимости от порождаемых последствий формы управленческой деятельности бывают правовые и неправовые. По содержанию выделяют правотворческие, правоприменительные, договорные и иные юридически значимые формы управленческой деятельности. По целенаправленности формы делятся на внешние и внутренние. По способу выражения выделяют словесные и конклюдентные формы управленческой деятельности. К неправовым формам государственного управления относятся организационные действия и материально-технические операции. Организационные действия – совокупность действий, выполняемых субъектами государственного управления по организационному обеспечению собственной деятельности. Материально-технические операции – разновидность внешнего проявления управленческой деятельности, не влекущей юридических последствий, направленная на обеспечение реализации правовых форм и организационных действий в сфере управления.

Права граждан в сфере госуправления - это мера возможного поведения граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти. Виды прав граждан в сфере государственного управления: право на участие в управлении государством; право на поступление на государственную службу; право на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право на свободу передвижения; право на неприкосновенность личности и жилища; право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований; право на изменение фамилии и имени; право на свободу передвижения; право на тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений; право на обжалование действий и решений органов, учреждений, организаций и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан; право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну; право на образование и на охрану здоровья; право вносить в государственные органы, органы местного самоуправления предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами; право на реализацию юридических свобод.

Обязанности граждан в сфере государственного управления – это предусмотренная административно-правовыми нормами мера необходимого, должного поведения граждан в сфере государственного управления. В сфере государственного управления граждане обязаны соблюдать законность и дисциплину, соблюдать специальные запреты (заниматься определенными видами деятельности, например оказывать медицинские услуги без соответствующего образования), получать разрешение (лицензию) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий, например, на осуществление перевозок.

.

Замена лиц в обязательстве по римскому праву

Обеспечение обязательств в римском праве

Юридические факты в римском праве

Договор займа в римском праве

Договор хранения в римском праве