Принцип разделения властей

Разделение властей – это базовый принцип организации власти, это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, который лежит в основе любого демократического государства. Разделение властей в качестве одного из принципов организации и деятельности правового государства, был выработан в процессе мировой практики развития демократических государств. Принцип разделения властей заключается в том, что демократический режим может установиться в государстве лишь при условии, что функции государства выполняют независимые друг от друга государственные органы.

Разделение функций власти между независимыми государственными органами означает, что три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная должна осуществляться самостоятельно соответствующими органами государственной власти, так как соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в работе одного государственного органа непременно приводит к ее чрезмерному сосредоточению, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима.

Каждый государственный орган в процессе реализации одной из трех функций государственной власти взаимодействует с государственными органами других ветвей власти. Это взаимодействие проявляется в ограничении ими друг друга. Данная схема взаимоотношений получила название системы сдержек и противовесов. Она является единственно возможной для организации государственной власти в современном демократическом государстве.

❏ Законодательный орган – это Федеральное Собрание принимает законы, а также определяет нормативную основу для деятельности всех органов государственной власти, оказывает влияние парламентскими способами на работу органов исполнительной власти. Важным инструментом влияния на них является возможность постановки вопроса о доверии Правительству. Федеральное Собрание в той или иной степени участвует в формировании Правительства и судебных органов Российской Федерации.

❏ Исполнительный орган – это Правительство Российской Федерации – реализует исполнительную власть в государстве. Правительство отвечает за приведение к исполнению законов, а также, взаимодействуя с законодательными органами различными способами, влияет на законодательный процесс в государстве. Например, оно обладает правом законодательной инициативы. Если законопроекты требуют для исполнения привлечения дополнительных федеральных средств, то они должны получить обязательное заключение Правительства. Президент РФ имеет возможность распустить законодательный орган государства, что является противовесом, при наличии права постановки вопроса о недоверии Правительству со стороны Федерального Собрания.

❏ Судебные органы – это Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации – обладают правом законодательной инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции, сторонами которых становятся федеральные органы других ветвей государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне главную роль играет Конституционный Суд Российской Федерации.

.

Замена лиц в обязательстве по римскому праву

Обеспечение обязательств в римском праве

Залог в римском праве

Виды коллизионных норм