Страхование морского транспорта
Современное морское страхование составляет основу транспортного страхования, которое охватывает сферы деятельности, выходящие за пределы морских перевозок, обеспечивая покрытие рисков, связанных с перевозкой грузов не только морем, но и по воздуху и суше.
В России морское страхование регулируется статьей 334 Кодекса торгового мореплавания РФ и законом о страховании в части не противоречащей международному законодательству.
В морском страховании обычно выделяют риски подлежащие страховой защите и не страхуемые риски.
Основным критерием в морском страховании является неопределенность события и случайный характер опасности дополняется характеристикой воздействия извне.
Ущерб не должен быть вызван естественными свойствами товара, в противном случае он расценивается страховщиками как неустранимый дефект и не обеспечивается страховым покрытием.
Морские риски можно условно разделить на обычные и военные риски, где к обычным рискам относятся риски, возникающие из факта перевозки, а к военным рискам – лежащие вне условия перевозки.
Более подробная классификация морских рисков может быть представлена следующим образом:
- посадка на мель, столкновение и стихийные бедствия;
- риски возникновения ущерба на судне во время нахождения на море;
- риск хищения, грабежа, разбоя и пиратства;
- риск выбрасывание груза за борт с целью спасения всего морского предприятия;
- прочие риски, угрожающие судну и грузу, за исключением политических и военных рисков;
- военные и политические риски – забастовок, бунтов и гражданских волнений;
Последствия рисков транспортировки классифицируются на общие и частные аварии.
Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, – судна, фрахта и перевозимого судном груза.
Общая авария распределяется между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости во время и в месте окончания общего морского предприятия.
Убытки, не подпадающие под признаки общей аварии, признаются частной аварией и они не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом, их несет тот, кто их потерпел, или тот, кто ответствен за их причинение.