Законность в государственном управлении

Законность в государственном управлении - это режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном, строгом и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений, действующих на территории государства нормативных правовых актов. Законность в госуправлении является принципом организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений и граждан. Законность выступает обязательным требованием к деятельности субъектов управления и является методом осуществления властных полномочий субъектов управленческой деятельности, основывается на действующем законодательстве и представляет собой режим должного поведения физических лиц и коллективных субъектов в сфере государственного управления.

Принципы законности - принцип верховенства закона и равенства перед законом, принцип единства законности, всеобщности и непререкаемости законности, гарантированности прав и свобод личности, принцип неотвратимости ответственности за нарушения законности, принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности.

Верховенство закона – принцип состоит в требовании точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормативно-правовые акты, действующие на территории государства, соблюдать иерархию актов и соответствие нормативно-правовых актов меньшей юридической силы актам большей юридической силы. Равенство перед законом – перед законом все равны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к религии, других обстоятельств и несут равную обязанность соблюдать требования юридических норм, в случае их нарушения несут равную юридическую ответственность.

Единство законности – действие законов, подзаконных актов на территории государства единообразно, толкование и применение не должны отличаться в зависимости от территориального масштаба действия, единство нормативной основы законности обязательно для всего государства. Всеобщность и непререкаемость законности – принцип требования законности распространяются на деятельность органов госвласти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и общественных объединений. Никто из субъектов управленческих отношений не может быть исключен из сферы законности.

Гарантированность прав и свобод личности – принцип состоит в конституционном закреплении основополагающих прав и свобод человека и гражданина, создании условий для их реализации. Неотвратимость ответственности за нарушения законности – каждый факт нарушения законности должен получить должную государственно-правовую оценку, которая выражается в обязанности виновных лиц нести установленные ограничения. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности – принцип заключается в том, что субъектам управленческих отношений предоставляется возможность выбрать наиболее целесообразный вариант поведения в пределах определенных юридических норм, в случае противоречия между законностью и целесообразностью приоритет отдается законности с учетом последующего изменения нормативной правовой базы.

Обеспечение законности в сфере государственного управления - это деятельность специально уполномоченных субъектов, граждан и объединений по недопущению в деятельности органов исполнительной власти нарушений требований, закрепленных в действующих нормативных правовых актах, своевременному и полному предупреждению правонарушений и привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности.

Способы обеспечения законности – совокупность юридических, организационных приемов и форм деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и общественных объединений по поддержанию и укреплению законности в сфере государственного управления. Способы обеспечения законности - государственный контроль, государственный надзор, судебный контроль и общественный контроль.

Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления – это деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления и должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов, по привлечению виновных лиц к ответственности. Субъектами судебного контроля являются федеральные суды. Судебный контроль в сфере государственного управления осуществляется при рассмотрении жалоб на действия и решения органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан. Судебный контроль в сфере госуправления осуществляется при рассмотрении дел об административных правонарушениях, при проверке законности нормативно-правовых актов, при рассмотрении дел, возникающих из гражданско-правовых отношений и при рассмотрении уголовных дел.

Общественный контроль за законностью в сфере госуправления представляет собой одну из форм отправления демократии, состоящую в реализации прав граждан и общественных объединений участвовать в управлении делами государства, наблюдении за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц по соблюдению ими законности, прав и свобод граждан и их объединений. Общественный контроль осуществляется гражданами и их объединениями, объектом контроля является деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц. При общественном контроле широко применяются меры общественного воздействия, он имеет профилактическую и правовосстановительную направленность и осуществляется во взаимодействии с другими способами обеспечения законности.

Субъекты общественного контроля - граждане, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы и трудовые коллективы. Основное средство реагирования граждан на факты нарушения законности – жалоба. Существуют общее право граждан на обжалование (подача административной или судебной жалобы) и специальное право жалобы (внесудебное и судебное обжалование). При общем праве жалобы обжалованию подлежат коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действия (решения), в результате которых нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Жалоба может быть подана сначала в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, а в случае ее неудовлетворения – в суд или жалоба подается по выбору субъекта - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в суд.

Решение суда по жалобе - установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы. Исполнение решения суда - решение суда, вступившее в законную силу, обязательную для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан, подлежит исполнению на всей территории государства. Суд информируется об исполнении решения не позднее чем в месячный срок со дня получения жалобы. Судебные издержки возлагаются на госорган, орган местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественное объединение, должностное лицо, государственного служащего в случае признания судом их действия (решения) незаконным, а также если поданная гражданином жалоба вышестоящему органу, должностному лицу была оставлена без ответа либо ответ был дан с нарушением срока.

Общие признаки права на специальную жалобу - подается лицом, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания, подается в письменной форме, подается в орган вынесший постановление по делу об административном правонарушении. Жалоба приостанавливает исполнение отдельных административных взысканий и рассматривается в установленном процедурном порядке.

.

Замена лиц в обязательстве по римскому праву

Обеспечение обязательств в римском праве

Договор займа в римском праве

Юридические факты в римском праве

Договор хранения в римском праве