Бюджетные правоотношения
Бюджетные правоотношения - это отношения, которые возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджета, бюджетов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджета, утверждения и исполнения этих бюджетов, контроля за их исполнением.
Виды бюджетных правоотношений - отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов; - отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов и отношения, возникающие в связи с государственным и муниципальным долгом; - отношения, связанные с определением правового статуса участников бюджетного процесса и их ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Субъекты бюджетных правоотношений - государство, муниципальные образования, представительные и исполнительные органы государственной власти, государственные и муниципальные организации – получатели бюджетных средств. Негосударственные организации и граждане, субъектами бюджетных правоотношений не являются, исключения составляют негосударственные организации, имеющие в соответствии с нормативными правовыми актами право на получение бюджетных средств.
Бюджетные правоотношения ограничены во времени сроком действия бюджета, возникают 1 января соответствующего финансового года и прекращаются 31 декабря соответствующего финансового года. Бюджетные правоотношения возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или муниципального денежного фонда соответствующей территории. Права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства, государственного или муниципального образования. В бюджетных правоотношениях, помимо органов государственной власти и местного самоуправления, участвуют в качестве субъектов отношений государство, государственные или муниципальные образования.
Бюджетные правоотношения, как и нормы бюджетного права, могут быть материальными и процессуальными. Бюджетные обязательства – это расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено законом о бюджете на соответствующий финансовый год. К субъектам бюджетного права применяются установленные в нормах бюджетного права меры ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Нарушением бюджетного законодательства признается неисполнение или ненадлежащее исполнение установленного порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Основания для применения мер принуждения и перечень этих мер, которые применяются к нарушителям бюджетного законодательства - предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, блокировка расходов изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях, наложение штрафа, начисление пени, наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц за следующие административные правонарушения - нецелевое использование бюджетных средств, нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе и нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами. В соответствующих случаях применяются меры уголовной ответственности.
Значение бюджетного права обусловлено важной ролью государственного и местного бюджетов в решении экономических и социальных задач страны. Нормы бюджетного права регулируют внутрифедеративные отношения по распределению финансовых ресурсов, необходимых для осуществления полномочий федерального уровня и уровня субъектов федерации.