Административно-правовые нормы

Административно-правовые нормы - это общеобязательное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества. Нормы административного права являются разновидностью юридических норм и устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений и организаций. Административно-правовые нормы - это средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления, которые преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка и имеют представительно-обязывающий характер. Объектом регулирования административно-правовых норм выступают особого рода общественные отношения – управленческие общественные отношения.

Нормы административного права содержатся в нормативных-правовых актах различной юридической силы - законах, подзаконных нормативных правовых актах и во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права - финансового, земельного, экологического или трудового права. Структура административно-правовых норм показывает внутреннее строение нормы административного права и совокупность логически обусловленных элементов административно-правовой нормы.

Элементы административно-правовых норм содержат гипотезу, диспозицию и санкцию административно-правовой нормы. Гипотеза административно-правовых норм – это часть нормы административного права, указывающая на условия, при наступлении которых, норма начинает действовать. Диспозиция – это часть правовой нормы, содержащая правила должного поведения субъектов управления. Санкция – часть правовой нормы, указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.

Административно-правовые нормы бывают следующих виды - по предмету правового регулирования различают материальные нормы, закрепляющие юридический статус управленческих отношений и процессуальные нормы, определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм. По функциям права различают регулятивные нормы, регулирующие позитивные управленческие отношения и охранительные, регулирующие управленческие отношения. В зависимости от метода правового регулирования административно-правовой нормы различают - императивные, диспозитивные, рекомендательные и поощрительные нормы.

Императивные нормы содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления. Диспозитивные нормы дают возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической альтернативы. Рекомендательные нормы предлагают участникам управленческих отношений наиболее эффективный вариант решения стоящих перед ними задач. Поощрительные нормы содержащат меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги.

По содержанию предписания нормы различают управомочивающие нормы, обязывающие и запрещающие нормы. Управомочивающие нормы закрепляют субъективные права участников управленческих отношений, в которых выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению. Обязывающие нормы закрепляют юридические обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения. Запрещающие нормы административного права содержат юридические запреты на совершение определенных действий в сфере государственного управления.

По адресату нормы - различают нормы регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти, нормы регламентирующие административно-правовой статус государственных служащих, нормы регламентирующие организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений, нормы регламентирующие отдельные вопросы функционирования негосударственных структур, нормы регламентирующие административно-правовой статус общественных объединений и нормы регламентирующие административно-правовой статус граждан.

По действию в пространстве нормы административного права различают - федеральные нормы действующие в пределах Российской Федерации, региональные нормы (окружные) действующие в пределах региона Российской Федерации, нормы субъектов действующие в пределах субъекта РФ, муниципальные нормы административного права действующие в пределах муниципального образования и локальные административно-правовые нормы действующие в пределах учреждения, предприятия и организации. По действию во времени нормы различают - срочные нормы для которых определен срок действия, бессрочные нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены и чрезвычайные нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.

По кругу лиц общего действия нормы делятся на нормы регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений и специальные нормы распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений. По юридической силе различают - законодательные нормы содержащиеся в нормативных правовых актах высшей юридической силы и подзаконные нормы административного права содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах. По характеру юридической защиты различают - охраняемые в судебном порядке нормы административного права и охраняемые во внесудебном (административном) порядке.

Реализация административно-правовых норм – это практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений. Формы реализации - исполнение нормы, соблюдение, использование и применение. Исполнение норм – это форма реализации состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей. Соблюдение норм – это форма реализации когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания. Использование норм – это форма реализации когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права. Применение административно-правовых норм – это особая форма реализации состоящая в разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.

.

Замена лиц в обязательстве по римскому праву

Обеспечение обязательств в римском праве

Понятие обязательства

Виды коллизионных норм

Функции теории государства и права