Международные железнодорожные перевозки
Международная железнодорожная перевозка – это железнодорожная перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами на условиях международной железнодорожной конвенции. Железнодорожные перевозки в отсутствие международного транспортного соглашения не являются международными, а имеют национально-правовой характер.
Международная железнодорожная перевозка состоит из даух этапов где первый этап - это перевозка до пограничной станции по закону государства места отправления и второй этап - это перевозка после пересечения границы по национальному праву соответствующего иностранного государства.
Международные железнодорожные конвенции имеют межправительственный и межведомственный характер. Наряду с этими конвенциями заключаются специальные соглашения вспомогательного характера, регулирующие исключительно отношения между железными дорогами и не создающие права и обязанности для сторон в договоре перевозки.
Общепризнанное положение – при наличии железнодорожной конвенции применение национального законодательства допускается только при наличии отсылки к нему в самой конвенции либо по вопросам, в конвенции не урегулированным. Особенности коллизионного регулирования международного железнодорожного сообщения заключаются в совмещении действия в каждом договоре нескольких коллизионных начал. Чрезвычайно распространенной является трансформация общих коллизионных привязок - закон места нахождения вещи, места совершения договора, в специальные - закон дороги отправления, следования, транзита, назначения.
Правовое регулирование железнодорожных перевозок предполагает возможность автономии воли при выборе применимого права и юрисдикции.
Многосторонние международные соглашения о железнодорожных перевозках заключаются на региональном уровне. В Европе действуют Бернские конвенции о железнодорожных перевозках грузов 1890 года (СИМ) и о железнодорожных перевозках пассажиров и багажа 1923 года (СИВ). В 1980 году была созвана специальная Конференция по пересмотру Бернских конвенций, которая завершилась принятием Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ)
КОТИФ распространяются на железнодорожное и на смешанное железнодорожно-водно-воздушное сообщение. КОТИФ содержит специальные коллизионные привязки - закон дороги отправления груза, дороги следования груза и дороги назначения груза.
Российская Федерация участвует в многосторонних международных региональных соглашениях по железнодорожным перевозкам – в Соглашении о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашении о международном пассажирском сообщении (СМПС)
СМГС и СМПС содержат императивные унифицированные материально-правовые и коллизионные нормы. Все двусторонние соглашения, отступающие от правил СМГС и СМПС являются недействительными. СМГС и СМПС содержит следующие виды специальных коллизионных привязок - это закон дороги отправления груза, дороги следования груза, дороги, изменяющей договор перевозки, дороги, где груз был задержан, дороги назначения груза и дороги, к которой предъявляются претензии.
Многосторонние международные региональные соглашения по железнодорожным перевозкам установливают невозможность для сторон выбора применимого права и иных коллизионных привязок. Применение национального закона допустимо только по вопросам, неурегулированным в соглашениях.