Международные морские перевозки

Международные морские перевозки - это вид договора морской перевозки согласно которому перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает правовой режим морской транспортной среды и закрепляет четкую делимитацию и международно-правовой статус морских пространств, право мирного прохода, определяет гражданскуя юрисдикция в отношении иностранных судов и иммунитет государственных судов, национальность судов, удобные флаги и положение (клаузула) о наиболее благоприятствуемой нации.

В настоящее время в области международных морских перевозок действует большое количество международных соглашений - это Брюссельские конвенции для объединения некоторых правил относительно столкновения судов и оказания помощи на море (1910), Конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям (1976), Международная конвенция о морских залогах и ипотеках (1993), Конвенция ООН о международной смешанной перевозке грузов (1980), Международная конвенция об ответственности и компенсации ущерба в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ ...

Основными формами организации морских перевозок являются линейная (регулярная) и трамповая (нерегулярная) морская перевозка.

Международная линейная перевозка оформляется коносаментом - специальной распиской, удостоверяющей принятие перевозчиком груза для транспортировки его морем. Международный статус коносамента закреплен в Брюссельской конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте. Конвенция вступила в силу в 1931 году под названием Гаагские правила, которые представляют собой один из основных действующих источников унифицированных норм, регламентирующих имущественные отношения в области торгового мореплавания.

Гаагские правила – это нормы об ответственности перевозчика. Правилами установлен обязательный минимум ответственности перевозчика и одновременно защищены его интересы - предусмотрены исключения из правил об ответственности и перечислены основания, освобождающее судно и перевозчика от ответственности. Гаагские правила основаны на принципе презумпции вины перевозчика. Гаагские правила имеют диспозитивный характер и отличаются узкой сферой применения. Они содержат ограниченный круг унифицированных норм, регулирующих перевозку.

Гаагские правила не регулируют проблемы каботажа, чартера, погрузки, выгрузки и в 1968 году составлен дополнительный протокол к Брюссельской конвенции - Правила Висби которые расширили сферу действия Гаагских правил, предусмотрев их применение к любому коносаменту - были предусмотрены нормы об усилении ответственности перевозчика, о повышении пределов его ответственности и увеличена оборотоспособность коносамента.

Следующим шагом в развитии права Международных морских перевозок стало принятие в 1979 году Протокола об изменении Брюссельской конвенции 1924 года и вступление в силу Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 года (Гамбургские правила)

Гамбургские правила имеет более широкую сферу действия, чем Гаагские правила и охватывают перевозки животных, палубных и опасных грузов. Гамбургские правила установили дополнительно 13 обязательных элементов коносамента. Установлен принцип презумпции вины морского перевозчика, расширены пределы его ответственности. Из Гамбургских правил исключены нормы об освобождении от ответственности при навигационной ошибке, увеличены сроки исковой давности по требованиям к перевозчику, закрепленно правило о множественности юрисдикции, предусмотрена возможность подсудности по выбору истца и отказ от практики решения вопроса о подсудности на основе пророгационного соглашения сторон, есть возможность арбитражного рассмотрения спора при наличии арбитражной оговорки.

Морские перевозки пассажиров регулирует Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года.

Афинская конвенция раскрывает понятие международной перевозки пассажиров. Афинская конвенция восприняла многие нормы Брюссельской конвенции – ответственность перевозчика за ущерб, принцип презюмируемой вины перевозчика, установление пределов его ответственности и освобождение от ответственности в случае виновного поведения пассажира. Бремя доказывания возложено на перевозчика.

Нормы Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа вводят в оборот новое понятие каютный багаж. Конвенция предусматривает возможность повышения пределов ответственности перевозчика на основе точно выраженного письменного соглашения между пассажиром и перевозчиком.

Международная морская организация ИМО - международный орган, который занимается исключительно морскими вопросами, создан в 1948 году на конференции ООН.

.

Замена лиц в обязательстве по римскому праву

Договор займа в римском праве

Обеспечение обязательств в римском праве

Юридические факты в римском праве

Множественность лиц в обязательстве по римскому праву