Дети оставшиеся без попечения родителей
Граждане, должностные лица дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и других учреждений, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
После получения таких сведений органы опеки и попечительства в течение трех дней обязаны провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.
Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.
Органы опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают устройство ребенка и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляют сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ, для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.
Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и Федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом.
За неисполнение вышеуказанных обязанностей, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений и должностные лица органов опеки и попечительства привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.
В случае смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения защита прав и интересов детей возлагается на органы опеки и попечительства в соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ.
Пунктом 2 ст. 121 СК РФ предусмотрено, что органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль над условиями их содержания, воспитания и образования.
Причины оставления детей без попечения родителей можно разделить на две группы: объективные и субъективные. К объективным причинам относятся: смерть родителей, тяжелая болезнь, вследствие которой родители не могут осуществлять заботу о ребенке и защищать его права, признание родителей недееспособными, лишение или ограничение родительских прав. К субъективным причинам относятся: нежелание родителей исполнять свои родительские обязанности, отказ взять ребенка из учреждения, где он находится.
Факт смерти родителей удостоверяется свидетельством о смерти. Факт лишения родительских прав, ограничения в родительских правах, признания родителей недееспособными удостоверяется решением суда, вступившим в законную силу. Если родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией либо вследствие иной тяжелой болезни помещены на длительное время в лечебное учреждение, моментом утраты родительского попечения считается день, когда они были помещены в такое учреждение.
Согласно п. 3 ст. 121 СК РФ деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается, так как данная деятельность относится к исключительной компетенции органов опеки и попечительства.
Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ, СК РФ, ГК РФ.
Материальная поддержка для детей, лишенных родительского попечения, предоставляется с целью увеличения возможности воспитания таких детей в семье и обеспечения опекунов средствами, необходимыми для содержания подопечных.
Назначение выплаты денежных средств на подопечных детей производится в следующих случаях:
- если они являются сиротами, т. е. не имеют родителей;
- если их родители не могут лично воспитывать детей в силу определенных причин;
К таковым относятся: лишение родительских прав или отобрание детей без лишения родительских прав, признание родителей в установленном порядке недееспособными, ограниченно дееспособными либо безвестно отсутствующими; объявление их умершими; длительная болезнь, препятствующая выполнению родительских обязанностей; отбывание наказания в местах заключения; нахождение под стражей в период следствия; розыск родителей органами внутренних дел как уклоняющихся от уплаты алиментов или неустановление сведений об их местонахождении.
Денежные средства не назначаются и не выплачиваются на тех подопечных, родители которых имеют возможность воспитывать и содержать своих детей, но передали их под опеку (попечительство) другим лицам в добровольном порядке; пребывают в длительных служебных командировках или по иным причинам живут раздельно с детьми, при этом имея условия для их содержания и воспитания. Соответственно, в перечисленных случаях родители обеспечивают опекунов (попечителей) средствами, являющимися необходимыми для удовлетворения потребностей детей.
Не назначаются и не выплачиваются денежные средства также на тех подопечных, которые находятся в образовательных учреждениях на полном государственном обеспечении или содержатся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения.
Решение вопроса о назначении денежных средств осуществляется одновременно с установлением опеки или попечительства. Если право на получение этих средств возникает после установления опеки, то опекун подает заявление об их назначении в орган управления образованием, на учете которого состоит подопечный.
Заявление должно содержать приложения необходимых документов. Местная администрация выносит постановление или распоряжение о назначении денежных выплат. Их размер определяется исходя из фактических цен в данном регионе на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь, которые необходимы подопечному по натуральным нормам.
Денежные средства назначаются и выплачиваются до достижения подопечным 16-летнего (учащимся – 18-летнего) возраста. Однако возможно и досрочное прекращение выплат, например при освобождении опекуна (попечителя) от выполнения своих обязанностей или при устройстве подопечного в дом ребенка.