Правовой акт управления

Правовой акт управления – это вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление органов государственного управления и их должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений. Правовой акт управления исходит от компетентного субъекта государственного управления и является результатом одностороннего юридического волеизъявления. Акт определяет правила поведения в сфере государственного управления, индивидуально определяет поведение адресата, применяется в определенном процессуальном порядке, издается в форме документа, имеет определенную структуру, обеспечивается системой правовых средств и за неисполнение правового акта наступают негативные юридические последствия.

По юридическим свойствам выделяют нормативные акты управления (содержат административно-правовые нормы, акты создающие юридическую основу управленческой деятельности), индивидуальные акты (содержат разрешение индивидуально-конкретного управленческого дела) и нормативно-индивидуальные (содержат как нормы административного права, так и разрешение конкретного управленческого дела). По форме выражения правовые акты управления могут быть словесными и конклюдентными; по сроку действия – бессрочными, срочными и временными. По наименованиям правовые акты бывают указами, постановлениями, распоряжениями, приказами, указаниями, инструкциями, решениями, правилами, положениями; по функциональной роли – плановыми, методическими, кадровыми, финансовыми. В зависимости от порядка принятия есть коллегиальные и единоличные правовые акты. По степени сложности различают простые, сложные и уникальные акты управления.

Правовой акт управления вступает в силу с момента принятия, по истечении семи дней после дня первого опубликования, со дня подписания, со дня получения адресатом и с наступлением срока, указанного в акте. Правовой акт управления может утрачивать силу в случае отмены в установленном порядке, в случае признания недействительным, вследствие наступления события которое влечет за собой прекращение действия правового акта, в случае окончания срока на который был принят акт, вследствие волеизъявления заинтересованных сторон.

Правовые акты управления имеют следующее юридическое значение выступают средством объективизации управленческой деятельности субъектов государственногоуправления; устанавливают, изменяют или отменяют нормы права; устанавливают правовой статус субъектов административного права; выступают в качестве юридических фактов; служат основанием для издания других актов управления; служат основанием для возбуждения гражданского судопроизводства и уголовного дела; являются доказательством в суде и в других органах юрисдикции; могут быть условием действенности других актов.

Правовые акты управления должны отвечать требованиям целесообразности и законности. Целесообразность правового акта управления означает полезность правового акта с точки зрения государственных интересов, способность наиболее оптимально разрешать управленческие ситуации. Для достижения целесообразности учитываются состояние системы управления, ранее принятые акты, возможные варианты решения проблемы, интересы участников управленческих отношений, научно-правотворческие рекомендации, права и свободы человека. Законность правового акта управления – это требование к правовым актам управления соответствовать Конституции и действующему законодательству. Чтобы отвечать требованию законности правового акта управления, акт должен быть принят компетентным субъектом государственного управления, соответствовать закону по существу, соответствовать цели закона, приниматься в установленном процессуальном порядке, не противоречить правовым актам большей юридической силы и иметь соответствующую форму.

При несоблюдении требований, предъявляемых к правовым актам управления, наступает их ничтожность или оспоримость. Ничтожный правовой акт – правовой акт, который вследствие допущенных нарушений предъявляемых к нему требований не может породить и не порождает юридических последствий, не подлежит исполнению. Правовые акты признаются ничтожными, если на то есть прямое указание закона, грубо нарушена компетенция субъекта, издавшего акт, отсутствуют законные основания для принятия акта, нарушен срок давности или акт предписывает совершение противоправного действия. Оспоримый правовой акт – это правовой акт, который подлежит исполнению, но может быть обжалован заинтересованными сторонами или опротестован прокурором.

Существуют два способа оспаривания правовых актов – опротестование - это принесение протеста прокурором и - обжалование - это обращение с жалобой в суд или в вышестоящий орган, к должностному лицу, по отношению к субъекту, вынесшему акт. Приостановление действия (исполнения) правовых актов управления не влечет автоматическую утрату юридической силы правового акта, он не действует (не исполняется) на протяжении решения вопроса о его законности и в зависимости от принятого решения утрачивает юридическую силу, продолжает действовать полностью либо в части. Подача жалобы на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до рассмотрения жалобы.

.

Замена лиц в обязательстве по римскому праву

Обеспечение обязательств в римском праве

Понятие обязательства

Виды коллизионных норм

Функции теории государства и права