Рассмотрение и утверждение бюджета
Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления вносят проект закона (решения) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 26 августа текущего года.
В течение суток со дня внесения проекта он направляется в комитет Государственной Думы. Совет Государственной Думы на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о принятии законопроекта к рассмотрению Государственной Думой либо о возврате его на доработку Правительству РФ.
Проект закона о федеральном бюджете в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.
Проекта закона о федеральном бюджете рассматривается в четырех чтениях, при этом установлено, что некоторые федеральные законы должны быть приняты еще до рассмотрения последнего в первом чтении, другие – до рассмотрения во втором чтении.
Первое чтение законопроекта о федеральном бюджете - обсуждается его концепция, основные характеристики федерального бюджета - доходы федерального бюджета, дефицит федерального бюджета и источники его покрытия, общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.
Второе чтение законопроекта о бюджете - утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Третье чтение законопроекта о бюджете - утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета.
В четвертом чтении законопроекта о федеральном бюджете указанный проект закона обсуждается в целом. Никаких поправок здесь не вносится.
Срок окончания рассмотрения и утверждения федерального бюджета не устанавлен, существуют только временные границы между отдельными этапами рассмотрения и утверждения проекта федерального бюджета, допуская при этом, что к моменту начала соответствующего финансового года бюджет на него еще не будет утвержден.
В случае не утверждения бюджета при наступлении очередного финансового года Бюджетный кодекс предусматривает режим временного управления бюджетом.
После этого проект федерального закона о федеральном бюджете рассматривается Советом Федерации и поступает на подпись Президенту РФ.
В случае отклонения Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента РФ. После преодоления разногласий в порядке, предусмотренном БК РФ, федеральный закон о федеральном бюджете подлежит подписанию Президентом РФ и опубликованию в средствах массовой информации.